Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

«России нужен визит Далай-ламы». Интервью с верховным ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

12 ноября 2006 | Версия для печати
| Еще
Судьба верховного ламы Калмыкии – это пересечение многих культур и цивилизаций, сформировавших личность этого удивительного человека. Тэло Тулку Ринпоче родился в Америке, в Филадельфии в семье калмыцких эмигрантов, которым удалось выехать из Советского Союза, избежав сталинских репрессий, отправивших все население Калмыкии в многолетнюю ссылку в Сибирь. Жестокая политика того времени привела к практически полному уничтожению богатейшего буддийского наследия степной Калмыкии.

В четырехлетнем возрасте будущий верховный лама Калмыкии заявил родителям о своем желании стать монахом. А когда ему исполнилось шесть лет, его семья получила возможность встретиться с Его Святейшеством Далай-ламой, который тогда находился проездом в Нью-Йорке.

Родители рассказали о необычном стремлении мальчика к монашеской жизни, и Его Святейшество предложил отправить его на учебу в один из воссозданных в Индии тибетских монастырей. В те годы Тибет уже повторил горькую судьбу Калмыкии. В 1959 году цитадель духовности захватили китайские коммунисты, вынудив духовного лидера буддистов и тысячи тибетских лам искать пристанища в расположенной по соседству Индии. Именно туда, в крупный философский университет Дрепунг Гоман, и отправился учиться семилетний калмыцкий мальчик, который вскоре был признан «ринпоче» - новым воплощением величайшего буддийского святого Тилопы.

В тибетском буддийском сообществе ринпоче (в переводе с тибетского это слово означает «драгоценный») традиционно пользуются огромным уважением. Считается, что они достигли столь высокого уровня духовного развития, что способны выбирать, где, когда и кем им рождаться. Главная их цель – обрести такое рождение, чтобы принести наибольшую пользу всем живым существам, которые встречаются на их пути. В 1951 году, на пороге китайской оккупации, число таких лам в Тибете и Монголии достигало трех тысяч. Большинство из них умерли в китайских тюрьмах в годы Культурной революции, многие затем нашли свое новое воплощение в Индии и других свободных странах.

Тэло Тулку Ринпоче стал первым «драгоценным» ламой, рожденным в калмыцкой семье и потому тесно связанным с Россией. Прошлые реинкарнации Тэло Ринпоче были найдены в Монголии, где его по сей день почитают как ламу чрезвычайно высокой духовной реализации.

В 1991 году Тэло Тулку Ринпоче впервые приехал в Калмыкию в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы. За первой встречей с исторической родиной последовало приглашение возглавить процесс духовного возрождения степной республики, которая остро нуждалась в его знаниях и духовном опыте.


* * *

- Вы являетесь реинкарнацией Тилопы, буддийского святого. Мы знаем, что Тилопа достиг Просветления. Чувствуете ли вы в себе эту просветленную энергию?

Я никогда всерьез не думал об этом. На мой взгляд, в каком-то определенном смысле каждый человек является ринпоче. В переводе с тибетского это слово значит «драгоценный». Для меня же драгоценна жизнь каждого человеческого существа. Я вижу ринпоче в каждом человеке. Так я смотрю на людей и так ним отношусь.

Так уж случилось, что я ношу этот титул, потому что Его Святейшество Далай-лама признал меня воплощением учителя высокой реализации, однако существует вероятность, что вы также являетесь реинкарнацией какого-нибудь ламы, быть может, даже более выдающегося, нежели Тилопа.

- Для чего ринпоче возвращаются в этот мир?

Если лама в своем предшествующем воплощении распространял буддийское учение и принес большую пользу многим людям, то его ученики непременно пожелают его возвращения, чтобы он продолжил свою работу на благо живых существ.

Именно поэтому мы из столетия в столетие ищем воплощения того или иного буддийского наставника, ожидая новой встречи с ним.

- Можно ли сказать, что вы родились в калмыцкой семье для того, чтобы оказать помощь народу Калмыкии?


Я не стал бы со стопроцентной уверенностью утверждать, что именно такой была моя цель, но я очень много размышляю об этом. Я, безусловно, вижу существование некоей кармической связи между мной и народом Калмыкии, но не могу ответить наверняка.

- Вы убеждены в том, что существуют прошлые и будущие жизни?

Да, конечно. Было немало случаев, напрямую подтверждающих существование прошлых жизней, и лучшим примером тому является Его Святейшество Далай-лама.

Когда поисковая партия отправилась разыскивать новое воплощение недавно почившего 13-того Далай-ламы, то, увидев странников, юный Далай-лама указал на одного из них и произнес: «Я тебя помню». Ему было тогда всего два года, и в этой жизни они еще не встречались. Он схватил в руки четки, висевшие у того на шее, и сказал: «Это мои четки, отдай их. Они принадлежат мне».

Затем из множества предложенных ему предметов он выбрал именно те, которые принадлежали 13-тому Далай-ламе, его предшествующему воплощению. Не думаю, что это всего лишь совпадения.

- Насколько правомерно утверждение, что Его Святейшество Далай-лама – это воплощенный Будда?


Я верю в то, что Его Святейшество Далай-лама – это Будда Сострадания, рожденный в человеческом теле для того, чтобы принести пользу многим и многим живым существам.

Я с особой гордостью думаю о том, что Его Святейшество Далай-лама является духовным лидером буддистов. Я много путешествовал по миру и встречался с самыми разными лидерами, светскими и религиозными. Но среди них я никогда не встречал столь сострадательного, любящего и доброго человека, каким является Его Святейшество Далай-лама. Поэтому я горжусь тем, что он – наш духовный лидер. Мне кажется, что все мы должны испытывать радость, думая о том, что у нас такой духовный учитель.

- Почему для России так важен визит Далай-ламы?

По моему убеждению, визит Его Святейшества Далай-ламы в Россию важен не только для буддийских регионов, но и для России в целом. Если мы оставим в стороне азиатский регион и возьмем любые другие страны, которые Его Святейшество посещает с визитами, учениями, лекциями, то увидим, что в основном его аудитория там состоит из людей, далеких от буддизма. Тем не менее, после встречи с ним они уходят с новой энергией, новым вдохновением. Это происходит потому, что те знания, которые он щедро дарит людям, основаны на любви и сострадании. Именно в этом секрет его неизменно растущей популярности.

И Калмыкия прекрасный тому пример. Давайте вспомним два его первых визита в Калмыкию, в 1991 и 1992. Как много дали нам эти визиты, какую энергию, какое вдохновение мы почерпнули в них для будущего развития!

Затем, когда наши чаяния и надежды на лучшую жизнь стали понемногу угасать, состоялся его следующий визит 2004 года, визит, который, действительно, поднял нам дух.

Я убежден, что мы можем многому у него научиться, почерпнуть колоссальные знания из его наставлений. Его благословение, его духовное руководство имеют для нас огромное значение. Мы нуждаемся в них в эти трудные времена, без них мы едва ли сможем в полной мере возродить буддизм. Я искренне надеюсь, что рано или поздно визит Его Святейшества Далай-ламы в Россию состоится.

- В октябре Калмыкия отмечала десятилетнюю годовщину открытия в республике первого буддийского монастыря. Как вы оцениваете этот период в развитии буддийского учения?

Самым большим достижением нашим я считаю то, что за последние годы мы сумели установить тесные отношения между буддистами России и нашим духовным лидером Его Святейшеством Далай-ламой. Сегодня мы стоим на пути возрождения буддизма в России, и Его Святейшество здесь является прекрасным примером для нас.

Он живет в изгнании уже 47 лет, и за это время сумел воссоздать в Индии все крупнейшие тибетские монастыри, которые до 1959 года существовали в Тибете. И это прекрасный пример, которому могли бы последовать буддийские народы России, стремящиеся сохранить свою национальную самобытность, свою религию.

За эти годы мы построили 33 буддийских монастыря и храма по всей Калмыкии, начали выпускать буддийскую литературу, научились с общаться людьми через средства массовой информации, радио, телевидение, Интернет. И, кроме того, мы неоднократно приглашали в Калмыкию многих выдающихся буддийских учителей и монахов, которые давали нам учения, исполняли важнейшие ритуалы. В целом они открыли нам, что такое подлинное учение Будды.

Сегодня в Калмыкии построен самый большой буддийский храм в Европе, храм с красивым музеем, прекрасной библиотекой, конференц-залом, где в будущем будут проходить форумы, встречи, научные конференции. Когда мы смотрим на эти достижения, то они впечатляют и, прежде всего, потому что мы начинали с нуля. С финансовой точки зрения, с точки зрения уровня понимания буддизма народом, точки зрения строительства мы начинали с нуля.

Сегодня, по прошествии 12-13 лет с начала духовного возрождения, мы достигли больших результатов, чем могут позволить себе даже такие богатые страны, как Америка. Даже Америка не сумела возвести 33 буддийских монастыря за 12 лет.

Взгляните на Калмыкию – маленькая страна с населением 300 тысяч человек. Действительно эти цифры - источник колоссального вдохновения не только для калмыцкого народа, но и для всего мира.

Но вопрос в том – достигли ли мы своей конечной цели? Мы достигли многих промежуточных целей на пути, но наша главная цель впереди, и она в том, чтобы люди научились глубже понимать буддийское учение.

Буддизм – обширная система, богатая и глубокая культура, которую невозможно возродить в одночасье. Уничтожить ее было просто, но на то, чтобы вернуть ее к жизни потребуются годы.

Ведь учение Будды – это не одна отдельно взятая книга. Это многотомное собрание его наставлений, комментарии к ним индийских учителей, множество учений, написанных тибетскими учителями. Буддизм – это поступательное движение, преемственность, побуждающая нас к духовному прогрессу. С течением времени появятся новые учения, будут составлены новые комментарии.

Сегодня люди постепенно начинают понимать, что такое буддизм, каковы его основополагающие принципы. Как и другие вероучения, буддизм учит нас состраданию, любви, терпению. Я стал свидетелем весьма значительных изменений, которые произошли в калмыках благодаря соприкосновению с буддизмом. Сейчас они больше улыбаются, в сравнении с тем, что было 10 лет назад, когда гораздо чаще встречались люди с мрачным, гневным выражением лица. Сегодня мы можем прочитать в глазах людей больше любви и доброты.

Когда в своей жизни мы начинаем опираться на внутренние ценности, то автоматически начинаем их проявлять, в том числе через улыбку. И все это благодаря учению Будды, которое научило нас быть конструктивным в отношениях друг с другом.

- Как складываются ваши отношения с другими религиями?

У меня очень хорошие отношения со всеми религиями. Если говорить об отделении русской православной церкви в Калмыкии и буддийском сообществе, то у нас отношения как у братьев. Мы уважаем и поддерживаем друг друга. И наша дружба может служить прекрасным примером тому, какими должны быть взаимоотношения отношения между представителями разных религий. Мы не навязываем друг другу свою веру, не конкурируем за паству, у нас очень открытая, искренняя дружба.

С моей точки зрения, открытое общение всегда приносит прекрасные плоды. Когда вы достигаете взаимопонимания, результатом его становится гармония. Если же мы избегаем открытого общения, всегда будут оставаться сомнения. А если у нас есть сомнения, которые не разрешены, это порождает негативную энергию.

- Общеизвестно, что лидер православной церкви Калмыкии Владыка Зосима совершал поездку в резиденцию Его Святейшества Далай-ламы в Индии, а также встречался с духовным лидером буддистов, когда он приезжал в Калмыкию. Эти встречи способствовали развитию отношений между двумя религиями?

Мне кажется, такого рода обмены имеют большое значение в современном мире, где свирепствуют войны, болезни, где случается так много дурного, и где люди, прикрываясь религией, преследуют собственные интересы. Если мы будем придерживаться открытого диалога, открытой дружбы, то сможем лучше понять друг друга.

- Вы уже 13 лет работаете на посту верховного ламы Калмыкии, с какими трудностями вам приходится сталкиваться?

Когда мы говорим о религии, о буддизме, то, прежде всего, имеем в виду не ритуалы, не о вещи внешнего порядка, но взращивание добросердечия и сострадания, - того, что составляет суть любого вероучения.

Когда вам приходится иметь дело с иным менталитетом, с иным способом восприятия действительности, пожалуй, это самое трудное. Постараться заставить другого человека понять, почувствовать … это сложно.

Мне кажется, изо дня в день, я делаю все от меня зависящее. Стараюсь сохранять концентрацию, позитивный настрой ума и быть достойным примером для своего народа.

- А что вы считаете своими слабыми сторонами?


Недостатки и слабости есть у каждого человека. Прежде я был очень вспыльчивым человеком. Поддавшись гневу, мы незамедлительно оказываемся в плену негативных помыслов, негативных поступков. В целом, такова природа каждого человеческого существа. Мне потребовалось много лет для того, чтобы осознать, что гнев – моя внутренняя проблема. И еще несколько лет для того, чтобы понять, как мне его победить.

Я бы солгал, если бы сказал, что полностью справился с гневом, но если сравнить меня сегодняшнего с тем, кем я был, скажем, десять лет назад – налицо радикальные перемены.

Кроме того, я очень нетерпелив, а терпение - очень важное качество. Оно может многому нас научить.

Например, если мы посмотрим на ситуацию с визитом Далай-ламы в Россию, я был крайне нетерпелив, я искренне желал, чтобы этот визит состоялся как можно скорее. Но со временем я понял, что, если мы будем действовать последовательно, шаг за шагом, тщательно анализируя каждый этап, то достигнем большего.

Я также осознал, что все негативные эмоции взаимосвязаны. Эмоциональную сферу человека можно сравнить с Всемирной сетью, Интернетом, где все сайты связаны друг с другом ссылками. Как только в вас возникает одна отрицательная эмоция, она тотчас же подключает вас ко всем остальным, и вы получаете полный набор негативных проявлений.

Все эти знания, в мельчайших подробностях, содержатся в трудах великих буддийских наставников, но недостаточно просто прочитать их, чтобы говорить потом: Шантидева на этот счет сказал это, Цонкапа – то, а Будда – что-то еще. Нужно по-настоящему проанализировать эти философские открытия, прочувствовать их, применить на практике.

- Какие качества вы больше всего цените в людях?

Я ценю искренность. Добросердечие. И уверен, если буду абсолютно искренним и открытым с другими людьми, они ответят мне тем же.

В наши дни мы ежедневно сталкиваемся с огромным потоком людей, и мы не всегда знаем, каковы их истинные намерения. На первый взгляд они могут казаться нам искренними и добросердечными, но нам неизвестна глубинная мотивация их поступков.

Эгоцентричные люди, действительно, вызывают во мне раздражение. А искренность – это то качество, которое я по-настоящему ценю в людях, вне зависимости от того, кто передо мной - буддист или нет.

- Как проходит ваш день? Читаете ли вы ежедневно какие-то молитвы, медитируете?

В моем распорядке нет жестко фиксированных часов, которые я отвожу для молитв или медитаций. Но на протяжении всего дня – еду ли я в машине, иду куда-то, или нахожусь дома, - возникают эти мгновения молитвенного обращения и медитации. И я использую их для того, чтобы помолиться или сосредоточить свое внимание на том или ином предмете.

Кроме того, я каждый день читаю молитвы перед сном, ведь, как мы знаем, всё, что существует на этой планете, в этом мире, непостоянно. Непостоянна и сама наша жизнь. И потому перед сном я говорю себе: «Если я проснусь – замечательно. Если нет – пусть в следующем рождении я вновь буду человеком». И когда я просыпаюсь, то счастлив, что жив. И я возношу другую молитву, я говорю: «Я жив, пусть же я стану источником благотворной энергии, пусть я смогу помочь всем существам. Пусть все живые существа избавятся от страданий». Так я начинаю свой день.

- Работая в Калмыкии, вы прилагаете усилия для возрождения традиции буддийского монашества. Принять монашество – это очень серьезный выбор, выбор на всю жизнь. Что такое вообще монашеская жизнь?

Монашеская жизнь чрезвычайно сложна. Нужно быть крайне дисциплинированным, и я могу честно признаться – мне лично не хватало дисциплины, и потому я не смог оставаться монахом до конца своих дней. Монашество - это традиция, которая бережно хранилась и передавалась из поколения в поколение со времен Будды. На сегодняшний день ей свыше 2.500 лет. И если мы могли сохранять ее на протяжении двух с половиной тысяч лет, что мешает нам не утратить ее теперь?

Я буду и впредь прилагать усилия, чтобы сохранить традицию монашеской дисциплины, Винайи, и передать ее дальше, будущим поколениям.

- Как люди должны относиться к буддийским монахам?


Если человек носит монашеские одеяния, мы должны видеть в нем представителя Будды. Автоматически в нашем сердце должно рождаться огромное почтение.

При этом статус монаха или монахини сам по себе совсем не обязательно означает, что перед вами – хороший человек. Я обычно говорю, что монашескую общину можно сравнить с огромным океаном. В океане водятся рыбы, кораллы, черепахи, добрые рыбы, злые рыбы. И монашеская община разных стран мира, не только Калмыкии, но также Тибета, Тайланда, Лаоса, Бирмы, Шри Ланки – это тоже большой океан.

Монах, монахиня могут не быть верхом совершенства, но при этом они хранят обеты Винайи, обеты полного монашеского посвящения. И поэтому я питаю к ним огромное уважение. На их теле – одежды Будды, и поэтому я почитаю их.

Они не являются просветленными, но стоят на пути духовной практики, которая со временем поможет им отказаться от дурных действий и дурных помыслов.

Монашеская традиция существовала испокон веков и передавалась из поколения в поколение со времен Будды. Я думаю, в ней заложен гораздо более глубокий смысл, нежели мы себе представляем.

Не стоит пересматривать древние традиции и вводить новые правила в религиозной сфере. Если бы мы допустили это, то буддизм давным-давно бы прекратил свое существование, потому что каждый пытался бы идти своим путем. Но мы сумели пронести сквозь века монашескую традицию, и именно поэтому буддизм существует и поныне.


- Буддийские монахи и миряне ставят перед собой цель достичь Просветления. А что такое Просветление?


Просветление – это высшая цель жизни. Если вы спросите разных людей, в чем смысл их жизни, то получите на этот счет очень непохожие ответы. Для кого-то цель жизни – семья и двое детей. Здесь, в Калмыкии, большинство молодых людей женятся в 20 лет, и к 26 годам у них уже двое детей. Остается еще полжизни. Цель жизни достигнута, что вы будете делать с ее второй половиной?

Кто-то скажет, хорошая работа. Что ж, достичь этого довольно просто. Но вот вы получили хорошую работу. Что дальше? Действительно ли это ваша единственная цель? Эта долгожданная работа, избавила ли она вас от страданий?

Когда люди говорят, что стремятся к хорошей работе, высокой зарплате, крепкой семье, детям, они полагают, что достижение этих целей принесет им вечное, нерушимое счастье. Однако этого не происходит. То счастье, которое мы переживаем, не является абсолютным. Что-то может завести нас, и под воздействием гнева мы утратим это счастье в любой момент.

Полное нерушимое счастье, к которому мы стремимся, - это Просветление. В нем цель нашей жизни.

- Вы хотите сказать, что Просветление – это цель всех существ?


Пожалуй. Просто в разных традициях мы используем разные методы, разные стили преподавания, разную терминологию, но конечная цель всех религий одна.

- Просветление это – состояние ума или процесс? Если я через десять лет духовной практики стал добрее, милосерднее и до какой-то степени преодолел неведение, значит ли это, что я иду к Просветлению?


Если вы чувствуете, что стали лучше, то вы на правильном пути. Возможно, мы еще очень далеки от Просветления. Я сомневаюсь, что Просветление можно достичь за одну жизнь. Но если в этой жизни мы потратим достаточно времени и приложим достаточно усилий на пути к Просветлению, то, возможно, в следующей подойдем к нему чуть ближе. А через жизнь – еще ближе.

Вот почему так важно накапливать духовные заслуги, ведь их мы можем взять с собой в следующую жизнь, чтобы продолжить наше движение по пути к Просветлению.

- Что должен делать обычный человек на этом пути?

Самое главное – дисциплина. Постараться обуздать свой ум, привнести дисциплину в свои поступки, ценить благие качества этой жизни, не допускать проявления негативных эмоций и давать силу позитивным.

Времена изменились, по сравнению с древностью сегодня мы оказались в совершенно иных условиях. Материальные ценности играют доминирующую роль в нашей жизни. Мы живем в агрессивной среде, где больше привязанности, больше желаний, и в этом окружении мы начинаем забывать, в чем ценность духовных качеств человека. А ведь, на самом деле, именно их нам необходимо взращивать и развивать.

- В буддизме огромное значение имеет опора на духовного учителя. Кто такой духовный наставник, и какими качествами он должен обладать?

Духовный наставник – это человек, который прошел многолетнюю подготовку и у которого за плечами очень большой духовный опыт. Но даже если мы сумели найти такого человека, может случиться так, что он, несмотря на все свои достоинства, не отвечает нашим собственным тонким внутренним критериям.

У каждого человека есть свой собственный набор требований, которые он предъявляет к духовному учителю. И прежде чем мы назовем кого-то своим духовным наставником, мы должны убедиться в том, что он отвечает и этим тонким критериям.

Многие считают меня своим духовным наставником, но я не рассматриваю себя с этой точки зрения. Как бы то ни было, если для кого-то я – духовный наставник, замечательно. Если кто-то другого мнения, это не вызывает во мне беспокойства.

- Что такое формальные и неформальные практики?


Формальная практика – это более интенсивная духовная практика, в ней больше решимости и упорства.

Неформальная – это попытка проявить свои лучшие качества в обыденной жизни, на работе, в беседах с людьми.

- Физическое и ментальное здоровье, связаны ли эти вещи?

Я – не врач и не специалист в области медицины. Но если мы проанализируем, то увидим, что всякий раз, когда мы узнаем какую-то новость, то приходим в волнение, и наше сердце начинает отчаянно биться. Это говорит о том, что существует безусловная связь между нашим сознанием и здоровьем.

Если мы относимся с любовью к другим людям и получаем любовь в ответ, то в нашей жизни больше счастья. Мы спокойны, расслаблены, меньше нервничаем, и это состояние помогает продлить нашу жизнь.

Если же мы постоянно гневаемся, на того и на другого, и испытываем внутреннее напряжение, то наш жизненный отрезок неминуемо сокращается.

- Но довольно сложно сохранить спокойное состояние ума, если переживаешь трагедию, утрату близкого человека, например.


Каждый день, куда бы мы ни направлялись, мы сталкиваемся с трагедией того или иного рода. Мы включаем новости и узнаем, что где-то в мире случилось непоправимое.

И это Колесо Жизни - мы живем в сансаре, в круговороте бытия. Однако, если мы должным образом подготовлены, если понимаем глубинный смысл непостоянства, нам гораздо проще пережить любой трагический исход.

Проблема в том, что мы принимаем все как должное и считаем, что для нас лично смерть невозможна. Думаем, что с нами несчастный случай не может произойти. Покоясь в этой уверенности, мы оказываемся неподготовленными к неблагоприятному развитию событий, и когда трагедия выпадает на нашу долю, мы переживаем шок.

Смерть это то, с чем нам придется столкнуться рано или поздно. «Конец рождения – смерть». И она может прийти за нами в любой момент.

Я говорю себе, я могу умереть в любое мгновение. Я принимаю, что смерть – это реальность, и потому мне легче смотреть ей в лицо.

- Как родители-буддисты должны воспитывать своих детей?

На мой взгляд, самое главное качество, которое родители могут передать своим детям, - это любовь. Очень важно воспитывать детей в атмосфере любви, потому что когда они вырастут, то ту любовь, которую они получили от своих родителей, они передадут своим детям.

И это касается не только буддистов, но представителей всех религий и атеистов. Если они будут воспитывать своих детей в атмосфере любви, то это лучшее, что они могут для них сделать.

- А какое ваше самое яркое воспоминание из детства?

Лучше всего я помню, как мой учитель ругал меня и бил. Но это были для меня очень важные мгновения. Прежде, когда я был ребенком, мне очень недоставало свободы, независимости. Состояния, когда ты не волнуешься о том, что принесет завтрашний день; когда в твоих мыслях только игры и безмятежное счастье.

Но когда ты вырастаешь, взрослеешь, меняется фокус, меняются интересы. Приходит иное ощущение времени, и ты начинаешь осознавать свои ошибки, вспоминать, что ты сделал в прошлом – хорошее и дурное. И, сосредотачивая свое внимание на этих мгновеньях, пытаешься извлечь из них урок, чтобы в будущем не повторять ошибок.

- Имеет ли возраст значение для духовной практики? Стоит ли пожилому человеку приступать к духовной практике?

Я задам вам один вопрос. Как вы отнесетесь к тому, если кто-нибудь скажет вам: «Я слишком стар, чтобы быть сострадательным», или «Я слишком стар, чтобы быть добрым», или «Я слишком стар, чтобы проявлять терпение». По-моему, такие высказывания лишены всякого смысла.

Конечно, для духовной практики нет возрастных ограничений. Пусть даже всю свою жизнь мы убивали и воровали, но если на смертном одре мы сумеем стать самым сострадательным человеком на земле, и это рожденное в нашем сердце сострадание будет искренним, то вполне возможно, что оно компенсирует все то негативное, что мы накопили в течение жизни.

Поэтому никогда не поздно приступить к духовной практике. И если кто-то станет утверждать обратное, я с ним не соглашусь.

- Что бы вы хотели пожелать не только буддистам, но и представителям других религий, православным и мусульманам?


Я бы хотел пожелать им добросердечия, искренности и уважения друг к другу. Я полагаю, что вне зависимости от нашего происхождения и веры, все мы тесно взаимосвязаны.

Я искренне верю, что жизнь другого человека так же важна, как и моя собственная. Самое краткое и при этом самое сильное учение Будды звучит так: «Если не можешь помочь другим, хотя бы не вреди». И я бы хотел передать это послание Будды всем.

Фото: Игорь Янчеглов, а также www.buddhisminkalmykia.ru

www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!


Смотрите также:


Объединение усилий – в интересах буддистов России

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче о предстоящих тантрических ритуалах в храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Верховный лама Калмыкии посетил Ростов

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче о визите Далай-ламы в Монголию

Камбы-Лама Тувы: «Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче прилагает усилия, которые кажутся немыслимыми в это трудное время»

Главы буддистов Калмыкии и Тувы вручили письмо председателю Совета Федерации с просьбой оказать содействие в деле приглашения Далай-ламы в Россию
Просмотров: 11722  |  Тэги: Калмыкия, калмыцкий

Комментарии:

Татьяна (Гости) | 31 января 2011 12:56  
Думаю, что нам очень много и усердно молится, чтобы Далай лама приехал к нам в Калмыкию, чтобы очистить путь к приезду Далай ламы. Мы очень много говорим и критикуем правительство России о том, что они не пускают Далай Ламу. Если мы что-то хотим лично для себя мы усердно молимся, так давайте также усердно молится, что бы путь нашего религиозного лидера был легким, чтобы он смог к нам приезжать без проблем. Пусть каждый из нас молится за его здоровье и приезд хотя один раз в день. А если мы будем судиться, то мы еще больше отдалим его приезд.Подумайте почему?

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2006    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru