«Мы живем в эпоху Его Святейшества Далай-ламы»


2 мая 2006 | www.savetibet.ru

Интервью с председателем Центрального духовного управления буддистов Чой-Доржи Будаевым.

По своему статусу вы являетесь кенсуром, бывшим хамбо-ламой Бурятии…

В тибетском сообществе кенсур - высокодуховная должность. Откровенно говоря, одно время, даже когда я уже имел право так себя называть, я испытывал некоторое смущение. Но когда сам Его Святейшество Далай-лама стал так ко мне обращаться, я несколько успокоился.

Вам доводилось часто встречаться с Далай-ламой?

Я особенно запомнил одну свою встречу. Наверно, в тот день я неважно выглядел, потому что Его Святейшество, взглянув на меня, спросил: «Что с тобой? Не болеешь?» Мне стало как-то неудобно, что я будто бы плохо выгляжу, я внутренне подтянулся и сказал: «Извините меня, Ваше Святейшество, что я неважно выгляжу, но не это заботит меня. Меня беспокоит только одно, что я очень мало знаю. Я стыжусь, что не сумел получить подобающего буддийского образования».

Знаете, что он мне ответил? Он погладил меня по голове и сказал: «Иногда, быть может, не так уж важно, чтобы человек был особенно образованным. Иногда достаточно просто быть хорошим человеком. Люди вашей эпохи пережили трудные времена, однако вы все-таки нашли в себе силы пойти в буддизм и приносите большую пользу». Я навсегда запомнил эти слова.

Как бы то ни было, вы ведь прилагаете усилия для углубленного изучения буддийской Дхармы. Вы только что вернулись с весенних учений Далай-ламы в его резиденции в Дхарамсале?

В этом году Далай-лама давал наставления по текстам Шантидевы «Бодхичарья-аватара» и «Шикша-самуччайя», и, что важно, мы могли слушать их в русском переводе. Шантидева – великий буддийский философ, он жил в восьмом веке и свои учения излагал в стихотворной форме. Однако его идеи по сей день не теряют своей актуальности.

Самая главная его мысль – нам нужно научиться чуть больше понимать друг друга, жалеть друг друга. Бодхичитта (стремление достичь Просветления ради счастья всех живых существ), о которой так много говорит Шантидева, – вот, что нам необходимо. И Далай-лама помогает нам приблизиться к пониманию этого важнейшего качества, которое способствует тому, чтобы на земле стало больше радости и доброты.

Многие утверждают, что в этом году российские буддисты были как-то особенно заметны в Дхармсале.

Я помню, как впервые попал на учения в Далай-ламы. Это был 1988 год. Представляете? Советские буддисты приехали на учения в Дхарамсалу! Многие тогда приходили посмотреть на нас, буквально «пощупать руками». Советский Союз, такая загадочная страна, а тут еще и буддисты приехали!

На этот раз на учениях в Дхарамсале присутствовали 500 паломников из России, и основная часть - из Москвы. Мы, представители традиционных буддийских республик, смотрим на рост интереса к буддизму как на весьма позитивное явление. Он говорит о том, что буддизм сегодня получает широкое распространение и становится доступным для всех.

В дни весенних учений российские буддисты собрали средства и заказали особый молебен за долголетие Далай-ламы. Вы были свидетелем этого события?

Я очень рад, что российские буддисты получили возможность выразить свое почтение Далай-ламе. Я находился рядом и видел, как они проходили мимо его трона. Каждый из них молился о том, чтобы жизнь Далай-ламы была долгой. Даже одна эта мысль сама по себе обладает огромной силой. Я искренне благодарен тем людям, которые выступили организаторами этого уникального молебна.

Насколько важно для вас как буддийского священнослужителя присутствовать на учениях Его Святейшества?

Вы, наверное, заметили, что на учениях Далай-ламы возле его трона сидят настоятели монастырей, бывшие настоятели, ламы-перерожденцы… Это ведь древняя буддийская традиция. Когда Будда давал учения, они были, прежде всего, обращены к его ближайшим ученикам. Конечно, его слушали и простые люди. Они понимали, что, возможно, не могут рассчитывать на какие-то быстрые результаты, но они непременно проявятся в будущем.

А для нас, священнослужителей, личное присутствие на учениях Далай-ламы также связано и с определенными духовными обязательствами. Мы считаем своим долгом поддерживать Далай-ламу в его начинаниях. Сегодня нам под силу преодолеть расстояние, чтобы оказаться рядом с ним.

Вы как-то специально готовились к этой поездке в Дхарамсалу?

Буквально перед вылетом в Индию, я зашел в магазин на Тверской, чтобы купить зонтик для Далай-ламы. Я давно хотел сделать ему такой подарок. В прошлом году, во время учений, я обратил внимание, что зонт, который держали над Далай-ламой, уже истрепался от ветра и зноя. Вы знаете, что у буддистов зонт является одним из восьми благоприятных символов, он означает защиту.

Я выбрал, на первый взгляд, подходящий зонт бордового цвета, но меня смутило, что его ручка была обтянута кожей. Не очень правильно преподносить Далай-ламе подарок, сделанный из кожи убитых животных, подумал я. Однако другого зонта такого же цвета в магазине не нашлось, и я купил этот.

Что происходит дальше? Сначала мы в спешке забываем этот зонт в офисе и улетаем в Дели без него. Звоним в Москву и просим, чтобы нам передали его в Индию. Наш знакомый соглашается доставить зонтик, однако из-за габаритов его не разрешают взять в салон и отправляют багажом. По прилету в Индию выясняется – все сумки на месте, зонтика нет. Таможенные службы три дня обещают отыскать зонтик, но он так и не находится.

И вам так и не удается пореподнести Его Святейшеству тот подарок, который вы задумали?

По счастью для меня, именно в это время на учения в Дхарамсале вылетал один мой друг из Японии. Он летел с очень добрыми и благими мыслями – он хотел попросить Его Святейшество дать в Японии посвящение Калачакры.

Я сказал ему: «Пожалуйста, купи в Японии бардовый зонтик, но когда будешь покупать его, пусть в твоем сердце родится бодхичитта. Думай о том, что выбираешь зонтик для самого близкого человека.

Зонтик, который он привез, оказался великолепным. Он был тщательно упакован и помещен в подарочную коробку. Такая красота! Я с великой радостью преподнес его Далай-ламе.

Видите, какие вещи случаются. Всего лишь одна мысль закралась: «Вроде не тот зонтик я дарю», и он потерялся…

У вас была личная аудиенция с Его Святейшеством Далай-ламой, о чем вы говорили?

Мы говорили об актуальных проблемах, которые стоят перед буддийской Россией, в том числе и о проблеме, которую Его Святейшество поднимал на учениях. Помните, он сказал о том, что в России появляются «лжеучителя». Так он их назвал?

Не думаю, что мы должны сейчас показывать пальцем или терзаться догадками, кого имел в виду Далай-лама. Скорее, речь, идет о том, чтобы ответственнее подходить к выбору учителя.

А возможно, эта его ремарка была, в первую очередь, обращена к самим «лжеучителям» с надеждой на то, что они найдут в себе смелость признать свои ошибки и изменят отношение к своим проповедям. Ведь для того, чтобы признать это, нужно определенное мужество.

Вы очень серьезно относитесь к наставлениям Далай-ламы…

Вы знаете, в нашем сегодняшнем мире довольно трудно найти какие-то ориентиры, на кого-то ровняться. Но мы – самые счастливые люди на земле, потому что живем в эпоху Его Святейшества Далай-ламы XIV, имеем возможность слушать его лекции, его учения, получать его благословения.

У меня есть одна мечта. Когда Его Святейшество вернется в Лхасу, в свой дворец Поталу, я попрошу: «Пожалуйста, возьмите меня хотя бы дворником, позвольте подметать улицы Поталы. Если нужно, я готов мыть полы, выполнять любую черную работу». Я говорю это абсолютно искренне, от души.

Как же вы оставите свою весьма многочисленную общину?

К тому времени, я надеюсь, мои надежные ученики смогут взять на себя мои обязанности.

Обязанности немалые, ведь на сегодняшний день вы возглавляете Центральное духовное управление буддистов?

Да, мы создали, вернее, возродили духовное управление, которое сейчас объединяет буддийские организации Бурятии, Калмыкии, Иркутской и Читинской области. Активную роль играют и буддисты Москвы, которым сейчас выделен земельный участок для строительства буддийского храма в Отрадном.

ЦДУБ не является какой-то главенствующей организацией, указывающей буддистам, что им делать. Когда меня избрали главой ЦДУБ, я сказал, что вижу его основную задачу в том, чтобы координировать усилия и способствовать взаимопониманию между различными буддийскими общинами и государственными структурами.

Сегодня создается много новых буддийских общин в традиционных республиках – Калмыкии, Бурятии, Туве, а также в Москве. Мне бы хотелось, чтобы мы, буддисты и, прежде всего, буддисты традиционных республик, легче добивались взаимопонимания, шли на сотрудничество.

Порой взаимопонимание и сотрудничество затруднены в силу недостаточной информированности буддийских общин о деятельности друг друга. Руководители общин вынуждены опираться, скорее, на слухи и домыслы, нежели на реальные факты.

Если мы возьмем события в жизни буддийской России, то осведомленность о них - на очень низком уровне. Средства массовой информации не все правильно понимают и не все освещают, а у нас, в буддийских организациях, нет штата сотрудников, которые могли бы оперативно излагать происходящее и отправлять пресс-релизы хотя бы по электронной почте. Я честно признаю этот факт.

В этой связи я очень рад появлению сайта www.savetibet.ru, где можно найти полную информацию о современном положении дел, описание связанных с буддизмом событий, происходящих в нашей стране и в мире. И что очень важно, это информация на русском языке. Мне кажется, в дальнейшем этот сайт позитивно отразится на развитии буддизма в России.

Весьма важно, что благодаря сайту россияне имеют возможность познакомиться с графиком визитов Его Святейшества Далай-ламы на целый год. Теперь мы знаем, что в ближайшем будущем он планирует посетить Бельгию. Кто знает, может быть, для кого-то поехать на учения в Бельгию проще, чем в Индию.

В самом названии вашего сайта «www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!» заложен глубочайший смысл. Ведь если мы возьмем буддийские народы России, калмыков, бурят, то увидим, что все они – кто-то 50, кто-то 40 лет назад – проходили трудные времена, репрессии, уничтожение храмов, ссылку лам. Сегодня многие позабыли об этом.

Как мы склонны забывать о положении дел в Тибете…

Совершенно верно. Оказываясь в Дхарамсале, мы порой не помним о том, что рядом с нами наши братья-тибетцы, которые преодолели колоссальные трудности на пути в Индию, шли через горы, почти впроголодь, рисковали жизнью, чтобы встретиться с Далай-ламой.

Мы считаем, что нам тяжело далась дорога на учения Далай-ламы, однако мы прилетаем в комфортабельных самолетах, живем в хороших гостиницах. По сравнению с тем, что пережили они, наши трудности – ничто.

Нужно пройти вместе с ними по неприступным горам, только тогда мы начнем понимать, что переживает тибетский беженец, получивший возможность увидеться с Далай-ламой.

Все же сегодня в Дхарамсалу попадают в основном либо представители среднего класса России, либо те, кто готов отказывать себе во всем, чтобы накопить на дорогостоящую поездку в Индию. Для большинства же российских буддистов встреча с Далай-ламой по-прежнему остается труднодостижимой мечтой.

Я очень надеюсь, что все наши усилия и благопожелания, в конечном итоге, отразятся на том, что Далай-лама приедет в Россию. Может быть, он посетит и наши крупные города. Размолвки и недопонимание в буддийской среде не должны заслонять нашего стремления к этой высокой цели. И потом, нужно не просто мечтать, нужно молиться, и тогда это случится.

Юлия Жиронкина
Дхарамсала – Москва
www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!

 

Фото

Его Святейшество Далай-лама и Чой-Доржи Будаев
Его Святейшество Далай-лама и Чой-Доржи Будаев

Молитвенные барабаны в резиденции Далай-ламы
Молитвенные барабаны в резиденции Далай-ламы

Закладка буддийского монастыря в Улан-Удэ, апрель 2005
Закладка буддийского монастыря в Улан-Удэ, апрель 2005

У Его Святейшества Далай-ламы, ноябрь 2004
У Его Святейшества Далай-ламы, ноябрь 2004

Освящение места для строительсва буддийского монастыря в Улан-Удэ
Освящение места для строительсва буддийского монастыря в Улан-Удэ




Тибет в России > «Мы живем в эпоху Его Святейшества Далай-ламы»