Белоголовый як и трехметровая защитница Тибета в монастыре Дзонкар Чоде


7 марта 2006 | www.savetibet.ru

В тибетском монастыре Дзонкар Чоде на юге Индии состоялась предновогодняя церемония «Чам», которую в России знают в ее монгольском произношении («Цам»). Чаму, который проводится только один раз в году, на 29 лунный день последнего месяца уходящего года, предшествуют многочисленные приготовления. Ламы, исполняющие роли главных персонажей, проходят длительное затворничество, чтобы добиться максимального отождествления с божеством, которое они затем будут представлять в танце. Остальные участники церемонии оттачивают свое мастерство, вспоминая разученные ранее па. По вечерам, когда спадает нестерпимая жара, повсюду разносятся громогласные звуки длинных труб, возвещая о том, что ламы начали готовиться к одному из самых важных дней года, когда, на пороге новогодних празднований, будут отсечены все препятствия и трудности.

Поскольку церемония Чам является одной из основных духовных практик монастыря, традиция ритуального танца сохраняется здесь с особой бережностью. Сегодня в монастыре около двухсот монахов, большинство – ребятишки 8-10 лет, которые пока лишь внимательно следят за танцующими старшими ламами, чтобы затем, незаметно для остальных, повторять сложные движения.

Монастырь Дзонкар Чоде ранее принадлежал к тибетской буддийской школе Сакья, но позднее, во времена реформ, был отнесен Гелуг, поэтому центральным персонажем монастырского Чама здесь является Каларупа, главный защитник школы Гелуг и ее основателя ламы Цзонкапы. Танец Каларупы и его супруги Цамуди, а также многочисленных божеств царственной свиты составляют костяк Чама Дзонкар Чоде, в повествовательную канву которого изящно вплетены появления и других героев – трехметровой Палден Лхамо (охранительницы Тибета и Далай-ламы), молниеносных снежных львов и огромных размеров белоголового яка.

Чам монастыря Дзонкар Чоде называют «Чамом яка», поскольку выход из храма на монастырский двор белоголового яка - один из самых зрелищных моментов церемонии. Белоголового яка считают проявлением защитного божества монастыря Дзонкар Чоде, его величественного появления ждут с нетерпением, а в известный всем жителям момент церемонии к нему обращаются за благословением, поднося белые церемониальные шарфы-хадаки. Первыми подходят к волшебному яку самые пожилые и уважаемые жители поселения Рабгье-линг, чья связь с монастырем Дзонкар Чоде исчисляется десятилетиями – многие из них до 1959 года жили в местности Дзонка в Тибете, где монастырь стоял до вторжения китайцев. Сегодня они не только поддерживают связь с монастырем, но и самым активным образом участвуют в Чаме, где все роли расписаны и выполняются с безукоризненной точностью. Они следят за танцорами, чтобы в нужный момент успеть поправить костюм, разносят напитки для лам и угощения для гостей, снимают с танцующих божеств хадаки, которые во множестве возлагают на них собравшиеся зрители.

Чам завершается танцем черных шапок и ритуалом «Торгьяк», бросанием в огонь огромной «тормы», своего рода ритуального оружия, уничтожающего препятствия в жизни монастыря и поддерживающих его деревень.

Юлия Жиронкина
Фото: Игорь Янчеглов
www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!

 

Фото:

Монахи-музыканты возвещают о приближении божеств протяжными звуками труб-ганлинов
Монахи-музыканты возвещают о приближении божеств протяжными звуками труб-ганлинов.

Погонщик яка первым появляется в монастырском дворе
Погонщик яка первым появляется в монастырском дворе, до выхода яка он развлекает публику, беря на себя роль, которая в Чамах других монастырей обычно отводится клоунам.

Погонщик приводит с собой печального вида дедушку
Погонщик приводит с собой печального вида дедушку, погруженного в медитативное созерцание ушедших дней и почти не реагирующего на едкие шутки своего сотоварища.

На пороге храма появляется невероятных размеров як
На пороге храма появляется невероятных размеров як, чью громадную шкуру переносят одиннадцать монахов! Как и другие маски монастыря Дзонкар Чоде, маска яка считается священной реликвией. Рассказывают, что накануне трагических событий 1959 года, когда китайцы ввели войска в Тибет, глаз белой маски яка выпал из глазницы. Подобные знаки грядущей катастрофы отмечались тогда во многих монастырях Тибета.

Трехметровая Палден Лхамо, защитница Тибета и Далай-ламы Трехметровая Палден Лхамо, защитница Тибета и Далай-ламы
Трехметровая Палден Лхамо, защитница Тибета и Далай-ламы, приходит в сопровождении свиты – божества с головой снежного льва и чусинга, морского чудовища с хоботом слона.

Танец четырех скелетов-защитников кладбищ
Танец четырех скелетов-защитников кладбищ призван напомнить зрителям о непостоянстве всего сущего.

Защитные божества из свиты Каларупы танцуют под рокот длинных труб-дунченов Защитные божества из свиты Каларупы танцуют под рокот длинных труб-дунченов Защитные божества из свиты Каларупы танцуют под рокот длинных труб-дунченов
Защитные божества из свиты Каларупы танцуют под рокот длинных труб-дунченов. По традиционной аналогии защитников сравнивают с родителями, напускающими на себя грозный вид для того, чтобы уберечь детей от совершения ошибок. Даже когда родители вынуждены наказывать своих детей, ими руководит любовь и сострадание – они желают детям лучшей участи.

Цамуди, супруга Каларупы, исполняют сложный танец с трезубцем
Цамуди, супруга Каларупы, исполняют сложный танец с трезубцем, объятым языками пламени, который является ее основным атрибутом.

За зловещими масками защитников буддийского учения скрываются вполне дружелюбные лица юных тибетских лам
За зловещими масками защитников буддийского учения скрываются вполне дружелюбные лица юных тибетских лам, посвятивших свою жизнь служению всем живым существам. Спасением буддизма Тибет обязан обеим силам – помощи вездесущих защитников и самозабвенным трудам ушедших в изгнание тибетских лам.

Свитой Каларупы командует Махаякша, защитник монастыря Дзонкар Чоде
Свитой Каларупы командует Махаякша, защитник монастыря Дзонкар Чоде Свитой Каларупы командует Махаякша, защитник монастыря Дзонкар Чоде
Свитой Каларупы командует Махаякша, защитник монастыря Дзонкар Чоде. Его атрибутом служит военный флаг треугольной формы, которым он подает знаки своей устрашающей армии. Махаякшу сопровождает супруга в темно-красной маске, исполняющая стремительный танец на монастырском дворе.

Снежный Лев Снежный Лев
Маленькие монахи монастыря Дзонкар Чоде больше всего ждут появления двух снежных львов с зелеными бровями и ослепительными улыбками. Являясь символом Тибета, снежные львы изображены на государственном флаге Страны снегов.

Танец черных шапок Танец черных шапок
Танец черных шапок уходит корнями во времена небуддийского царя Ландармы, который благоволил последователям шаманской религии Бон и разрушал буддийские монастыри. Переодевшись в черные одеяния бонского священнослужителя и вымазав сажей свою белую лошадь, буддийский монах появился пред окнами царского дворца. Он принялся исполнять изысканный танец, чем привлек внимание Ландармы. Когда тот вышел во двор, монах выхватил лук, припрятанный в его широком рукаве, и, выпустив стрелу, сразил правителя. Затем он вывернул наизнанку черные одеяния, белой подкладкой кверху, выкупал в реке свою белую лошадь и ускакал неузнанным.




Тибет в России > Белоголовый як и трехметровая защитница Тибета в монастыре Дзонкар Чоде