Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Экзаменационная сессия для тибетских лам

20 февраля 2006 | Версия для печати

Накануне Лосара, тибетского Нового года, который пышно и широко отмечается как в Тибете, так и в тибетских сообществах в изгнании, необходимо совершить многочисленные приготовления. Купить новые одежды, которые обязательно нужно надеть в первый новогодний день, белые шарфы-хадаки для подношения на алтари в буддийских храмах и монастырях и самую вкусную еду для грядущих веселых празднований. А тибетским ламам нужно еще успеть сдать экзамены…

Предновогодняя экзаменационная сессия в тибетском тантрическом монастыре Гьюдмед несколько дней держит в напряжении всю многочисленную монашескую общину. После трех дней, предоставляемых на самообразование и подготовку, монахи собираются в монастырском дворе, чтобы продемонстрировать совершенное владение теми предметами, которые сегодня входят в программу обучения доктора буддийской тантрической философии. Большинство предметов, изучаемых в стенах Гьюдмеда, остаются неизменными на протяжении 500 лет. Буддийская философия, тантрические ритуалы, построение масляных скульптур и песочных мандал, - все эти науки изучаются здесь с момента основания монастыря в столице Тибета, Лхасе, в 1433 году.

Учебные занятия не прекращались в Гьюдмеде даже в самые тяжелые для Тибета времена. В 1959 году, когда Тибет был захвачен Китаем и монахи Гьюдмеда были вынуждены покинуть страну вслед за Далай-ламой, старшие монахи продолжали обучать младших. Вначале тантрических монахов отправили в Далхаузи, на север Индии, где они прожили в общей сложности двенадцать лет, надеясь, что со дня на день вернутся в Тибет.

«В Далхаузи мы разделились на две группы, - вспоминает Чими Дордже, старший лама Гьюдмеда, ушедший в изгнание в 1959. - Первая в течение года работала, чтобы обеспечить едой и всем необходимым вторую группу, которая целиком и полностью посвящала себя учебе и выполнению традиционных ритуальных практик. По прошествии года группы менялись».

Такой уклад позволял решить главную задачу – сохранить линию преемственности тантрических знаний, и монахи были готовы подчинить всю свою жизнь ее выполнению. В 1972 году индийское правительство выделило Гьюдмеду земли в южном штате Карнатака, где сегодня и располагается монастырь. По решению Его Святейшества Далай-ламы, традиционная учебная программа Гьюдмеда была расширена и теперь включает новые предметы. Среди них английский язык и философский диспут, знание которых проверяется на предновогодней экзаменационной сессии.

«В Тибете монахи Гьюдмеда не занимались философским диспутом, поскольку большую часть времени они традиционно посвящают изучению тантрических ритуалов, - сказал духовный лидер Тибета в интервью www.savetibet.ru. – В Индии же мы добавили этот предмет в расписание, поскольку он имеет первостепенное значение».

Экзамены по философскому диспуту продолжаются несколько дней с 8 утра и до 5 вечера. Вся монашеская община, включая маленьких только что поступивших монахов, собирается в молитвенном зале. Как и в западных университетах, здесь есть экзаменационная комиссия, состоящая из настоятеля и преподавателей философского диспута, обучающих монахов на протяжении учебного года. Требуется особое мужество и владение собой, чтобы достойно выступить перед столь авторитетной комиссией.

«Маленькие, наверное, боятся?» - спросили мы Туптена Церинга, монаха Гьюдмеда, получившего звание доктора тантрической философии в прошлом году. «Взрослые боятся, - рассмеялся он, - что уж говорить о детях».

Буддийский диспут предполагает участие по меньшей мере двух монахов: «ведущего», который в весьма агрессивной манере задает вопросы, громко хлопая в ладоши, и «защитника», который на них отвечает. «Защитник» выдвигает доводы по заданной теме, а ведущий выражает сомнения в их правомерности. Каждому монаху, таким образом, приходится сдавать экзамен дважды – сперва в роли «ведущего», а затем в роли «защитника». Хотя экзаменационная комиссия оценивает выступление и «ведущего», и «защитника», наибольшее внимание уделяется всё же последнему. В самом начале диспута з»ащитник», односложно отвечая на вопросы ведущего, обозначает свою позицию, на которой ему предстоит удержаться в ходе дальнейших дебатов.

Многое зависит от того, кто является твоим партнером по диспуту. Очень сложно выступить блестяще, если партнером оказывается человек со скудными знаниями. Партнеров, однако, здесь не выбирают, и монахи узнают о том, с кем именно им придется диспутировать, только в день экзамена.

На экзамене нет места книгам или каким-либо иным вспомогательным материалам. Выходя на диспут, монахи могут полагаться лишь на знание текстов и глубину постижения темы. Экзаменам, тем не менее, предшествуют ежедневные занятия по буддийской философии в стенах монастырской школы и ежевечерние упражнения по диспуту, где ученики могут отточить свои навыки и умения.

Тибетский монашеский диспут агрессивен как по своей внешней форме, так и по словесным формулировкам. Со стороны может показаться, что монахи, вовлеченные в диспут, испытывают гнев или даже ярость: они общаются на повышенных тонах, хлопают в ладоши с особым рвением, а порой (когда слышат неверный ответ) открыто высмеивают своего оппонента. Однако это обычная процедура буддийского диспута, цель которого научить монахов твердо отстаивать полученные ими знания, изыскивая любые возможности укрепиться в них.

Пассивное участие в диспуте и не заряженные особой энергетикой выступления ведущего и защитника абсолютно недопустимы для тибетской версии философского диспута - монах должен быть максимально вовлечен в процесс. Особое напряжение создается в силу невероятно быстрого темпа, в котором проходят дебаты, ведь от участников требуется исключительная быстрота реакции: ведущий должен быстро формулировать вопросы, а защитник - без промедления отвечать. Ведущий не оставляет защитнику ни минуты на то, чтобы проанализировать возможные аргументы и выдвинуть наиболее обоснованный довод. Колебания приравниваются к проигрышу, что на экзаменационной сессии выливается в заливистый смех всей монашеской общины. Монастырь традиционно поддерживает подобные эмоциональные проявления, поскольку они лишь подталкивают монахов к усердной учебе. Мало кому захочется стать объектом насмешек своих двухсот-трехсот собратьев.

В многочасовых экзаменах по философскому диспуту принимают участие монахи всех возрастов. Маленькие монахи наблюдают за дебатами старших и, хотя поначалу не понимают всех хитросплетений приводимой аргументации, перенимают саму манеру ведения диспута, которую затем с удовольствием копируют во время собственных упражнений.

Кульминацией предновогодней экзаменационной сессии становятся «выпускные диспуты» претендентов на звание нгарампы, доктора тантрической философии. Для выпускных экзаменов будущие нгарампы разбиваются по трое. Все они одновременно выступают в роли «защитников», но основную линию диспута все же ведет монах, сидящий посередине. Остальные двое поддерживают его в случае необходимости. Роль «ведущего» здесь отводится геше, докторам философии из трех сутраянских университетов, прибывшим в Гьюдмед для последующего годичного курса по тантре. В сутраянских монастырях (Дрепунге, Гандене и Сера) диспут на протяжении многих веков оставался главным предметом изучения, поэтому геше считаются наиболее искушенными в этой области знания. «Спорить с геше – всё равно что биться головой о стену», - гласит тибетская пословица. Но как бы там ни было, тантрические монахи прекрасно справляются с новой для их монастыря наукой.

В этом году звание нгарампы присвоено двадцати четырем монахам, успешно закончившим пятнадцатилетний курс обучения тибетского монастыря Гьюдмед. «Выпускные диспуты» завершаются церемонией подношения даров Буддам и Бодхисаттвам, поддерживавшим монахов в их нелегкой многолетней учебе.

Доктора тантрической философии затем становятся преподавателями Гьюдмеда, получают приглашения обучать тантрическим ритуалам и практикам молодых монахов в других монастырях, дают учения в зарубежных странах, а некоторые уходят в длительное затворничество для уединенной практики на основе обширных знаний, полученных в тантрическом монастыре Гьюдмед.

Юлия Жиронкина
Фото: Игорь Янчеглов
www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!

 

Фото


В начале экзаменационной сессии монахи сдают письменные экзамены по буддийской философии и английскому языку. Здесь нет парт и стульев, каждый устраивается, как может. Экзаменаторы внимательно следят за ходом экзаменов и, при необходимости, проясняют непонятные вопросы.


Каждый вечер перед заходом солнца в монастырском дворе начинаются занятия по философскому диспуту. В них принимают участие ученики всех возрастов – от только что поступивших учиться малышей до монахов из выпускных классов.


Молитва перед началом «выпускных диспутов» на звание нгарампы, доктора тантрической философии.


Выпускные экзамены сдаются по три человека, основную линию диспута ведет монах, сидящий посередине. Остальные двое поддерживают его в случае необходимости. Настоятель монастыря (на троне) и преподаватели диспута не оставляют без внимания ни одного вопроса ведущего и ответа защитника.


Преподаватель диспута вручает подарки новым докторам тантрической философии.


Настоятель монастыря Гьюдмед (в середине), нынешний и будущий мастера дисциплины, преподаватели диспута и 24 нгарампы выпуска 2006 года (с желтыми шапками).

все новости Тибета | фото-новости Тибета | новости Тибета (архив) | фото-новости Тибета (архив)

 

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет» © 2005-2012
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Rambler's Top100